Home Пейзаж

Пейзаж

Печать

       Портрет-картина на пленэре (т. е. в естественной природной среде). Заказ портрета на фоне пейзажа по фотографии. Пейзаж в портретном жанре.
       Пейзаж! Что же это такое?

Лесной пейзаж       Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - это жанр изобразительного искусства, основным предметом живописи и графики, которого является местность, естественная или преображённая человеком.

        В зависимости от главного предмета изображения и характера природы, внутри пейзажного жанра  различают: сельский и городской пейзажи; архитектурный и индустриальный пейзажи; морской и речной пейзажи.
        Портретист на своих полотнах не редко изображает пейзаж. Портрет на пленэре - часто заказываемый сюжет. А как красив парадный портрет на фоне морского пейзажа! 
       Пейзаж часто используется как важное дополнение к портретам, бытовым, историческим и батальным  картинам, но может выступать и как самостоятельный жанр изобразительного искусства. Произведения пейзажной живописи нам близки и понятны, хотя человек на полотне нередко отсутствует.
        Почему художники пишут пейзажи, когда так просто взять и сфотографировать понравившийся природный ландшафт? Чем же отличается живописный пейзаж от  фотографии местности?
        Если портретист изображает человека не только с внешней, так сказать, физической стороны, но  и его внутренний мир, то на пейзаже он изображает своё внутреннее состояние, свою душу. То есть, живописный пейзаж - это не только картина природы, это картина внутреннего мира художника. И в этом смысле пейзаж отличается от фотографии.
         Когда мы приходим на выставку, то мы смотрим на душу другого человека. Глядя на пейзаж, мы видим мир глазами художника.
         Иван Шишкин, например, выписывал свои пейзажи до мельчайших деталей, так что от фотографии не  отличишь. Однако не это главное, а то, что его душа выбирала именно этот вид, это состояние природы.
    Поэтому пейзажная живопись - это изображение видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием.

        Сколько мы знаем волнующих откровений, связанных с этим жанром. Возьмём только наши отечественные имена - К. Саврасов, К. Коровин, А. Рылов, Н. Крымов, А. Пластов, А. Куинджи, Н. Рерих,  И. Айвазовский и другие. Они создали прекрасную традицию русской пейзажной живописи.
       Пейзаж - непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. Подчас он решает  крупные задачи, воплощает тончайшие духовные коллизии. Скажем, импрессионисты ставили перед собой довольно узкие цели - передать воздух, свет, запечатлеть мерцание силуэтов. Русский же пейзаж в лучших его воплощениях всегда был прежде всего сосредоточением глубоких переживаний, острых философских идей.
       В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико.
        Мы часто говорим: "левитановская осень", "шишкинский лес" или "поленовский пруд". Образы природы волнуют всех людей, рождая у них сходные настроения, переживания и раздумья. Кому из нас не близки пейзажи русских живописцев: "Грачи прилетели" А. К. Саврасова, "Оттепель" Ф. А. Васильева, "Рожь" И. М. Шишкина,
 "Ночь на Днепре" А. И. Куинджи, "Московский дворик" В. Д. Поленова, "Над вечным покоем" И. В. Левитана? Мы невольно начинаем смотреть на мир глазами художников, раскрывших поэтическую красоту природы. Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное в явлении природы есть качество, отличительное для русской пейзажной школы. Этим качеством, пожалуй, определяется и её место в истории мировой живописи.  Русские пейзажисты всегда ставили перед собой задачу создания пейзажа-картины, которая по глубине замысла, по силе эмоционального воздействия по количеству "материала" для размышления не уступит многофигурной композиции.
         Художники-пейзажисты видели  и передавали  природу каждый по-своему. Свои излюбленные мотивы были и у  Айвазовского И. К., изображавшего различное состояние моря, корабли и людей, борющихся со стихией. Его полотнам присущи тонкая градация светотени, эффекта освещения, эмоциональная приподнятость, тяготение к героике и пафосу.
Дом в Альпах         Природа, изображение которой представлено на картинах русских пейзажистов, не имеет ничего общего с равнодушно и бездумно воспроизведённым куском поля, леса или реки ради "красивости" того или иного мотива. В них всегда присутствует сам художник, его чувства, мысли, его ясно выраженное отношение к тому,
что он изображает. Беря реальные предметы окружающей природы, пейзажист пользуется и композицией и цветовой характеристикой их, одно усиливая, другое приглушая, чтобы создать определённый образ, точнее передать необходимое ему по замыслу состояние природы.
         Пейзажисты не только видят, но и с волнением узнают то или иное явление и состояние природы. И именно состояние, а не внешний вид природы является предметом изучения, наблюдения, постижения художников.
         У пейзажистов с природой ведётся, вероятно, интимный разговор на языке, понятном только им. В явлении природы пейзажист видит скрытый ею смысл, он чувствует "душу" природы и понимает её по-своему. В основе таланта пейзажиста всегда лежит искренняя любовь к природе. Понять, почувствовать природу, суметь подслушать её говор не всем дано. Поэтому не каждый художник (хотя бы и очень талантливый) может быть пейзажистом, как не всякий  писатель-прозаик может писать стихи.
         И действительно, для того чтобы передать то или иное состояние природы посредством красочных и тональных отношений, нужно всё это увидеть в природе и переложить на язык красок, ибо механически "списать" пейзаж с натуры невозможно. 
         Недаром говорят, что картина - это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника.

                                                                                  14. 06. 2009 год.    Художник-портретист Яков Пульнов

 

Статистика

-----------------------------7dc2992460310 Content-Disposition: form-data; name="func" file.upload