Владеть искусством живописи

Печать

Владеть искусством живописи - это значит уметь изображать реальные предметы любой формы, разного цвета и материала в любом пространстве.

Великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: "Если ты, поэт, сумеешь рассказать и описать явление форм, то живописец сделает это так, что они покажутся ожившими благодаря светотени".

Чтобы создавать своими руками художественные произведения, требуется владение выразительными средствами рисунка и живописи, а это невозможно без творческих способностей и таких качеств, как набдюдательность, зрительная память,
пространственное воображение. чувство цвета, линии и формы.

Приобритение практических навыков в рисунке и живописи - процесс сложный и длительный, требующий повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия.
Преодолевать возникающие в творчестве трудности помогают влюблённость в своё дело, радость соприкосновения с искусством, гордость за успешные работы.

Для художника тренировка руки и глаза, овладение техникой обязательны в такой же мере, как беглость пальцев для пианиста.

Живопись - наиболее распространённый вид изобразительного искусства, произведения которого создаются  с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду.
Живопись, как всякое искусство, являетсяформой общественного сознания, представляет собой  художественно-образное отражение мира. Но, отражая мир, художник одновременно воплощает в произведениях свои мысли и чувства, стремления,
эстетические идеалы, даёт оценку явлениям жизни, по-своему объясняяих сущность и смысл, выражает своё понимание мира.

Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячилетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учёными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сцены охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.

Стаковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: бытовой, исторический, батальный жанры, портрет, пейзаж, натюрморт.
В отличие от монументальной станковая живопись не связана с плоскостью стены и может свободно экспонироваться.
Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от местая. где они находятся, хотя их художественное звучание зависит от условий экспонирования.
Помимо названных видов живописи существуют декорационная - эскизы театральных и кинодекораций и костюмов, а также миниатюры и иконопись.

Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого художник передаёт свои идеи и чувства, отражающие действительность. В живописи точное изображение действительности реализуется через
художественный образ, линию и цвет.
Не смотря на всё своё техническое совершенство, живопись ещё не является художественным произведением, если не вызывает сопереживания, эмоций зрителя. При абсолютно точном исполнении художник лишён возможности проявить своё
отношение к изображаемому, если он ставит себе целью передать лишь сходство.

У известных мастеров изображение никогда полностью и точно не передаёт действительность, а лишь отображает её с определённой точки зрения. Художник выявляет преимущественно то, что он сознательно или интуитивно считает особенно
важным, главным в данном случае.
Результатом такого активного отношения к действительности будет не просто точное изображение, а художественный образ действительности, в котором автор, обобщая отдельные детали, подчёркивает самое главное, характерное. Таким образом в
произведении проявляются миропонимание и эстетическая позиция художника.

Цвет - одно из наиболее выразительных средств применяемых в живописи. Художник видит и передаёт на плоскости красочное богатство действительности, при помощи цветоформы познаёт и отражает окружающий мир. В процессе изображения
натуры развивается чувство цвета и его многочисленных оттенков, что позволяет использовать краски как основное выразительное средство живописи.
Восприятие цвета, а глаза художника способны отличить до 200 его оттенков, может быть, одно из самых счастливых качеств, которыми природа одарила человека.
Художник должен знать не только конструктивную сущность предметов, но и правила и законы живописного изображения натуры, её объёмных, материальных и пространственных качествах, о цветовой гармонии и колорите.
Зная законы контраста, художник ориентируется в тех изменениях цвета изображаемой натуры, которые в ряде случаев с трудом улавливаются глазом. Восприятие цвета зависит от того окружения, в котором предмет находится. Поэтому художник
передавая цвет натуры, сравнивает цвета друг с другом, добивается, чтобы они воспринимались во взаимосвязи или взаимных отношениях.
"Брать светотеневые отношения" - значит сохранить разницу между цветами по светлоте, насыщености и оттенку соответственно тому. как это имеет место в натуре.

Контраст (как светлотный, так и цветной) бывает особенно заметен на гранях соприкасающихся цветовых пятен.
Размытость границ между контрастирующими цветами усиливает эффект цветового контраста, а чёткость границ пятен его снижает. Знание этих законов расширяет технические возможности в живописи, позволяет художнику при помощи контраста
повысить интенсивность цвета красок, усилить их насыщенность, повысить или понизить их светлоту, что обогащает палитру живописца. Так, не используя смеси, а только контрастные
сочетания тёплых и холодных цветов, можно добиться особой колористической звучности живописного полотна.


Различают две главные разновидности монументальной живописи - фреску (от итальянского fresco - свежий) и мозаику (от итальянского mosaigue, буквально - посвящённая музам).
Фреска - это техника живописи красками, разведёнными чистой или известковой водой, по свежей, сырой штукатурке.
Мозаика - изображение, выполненое из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта - известе или цементе.

Фреска и мозаика - основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объёмов и плоскостей (стенная роспись, плафоны, понно).

Полотна кисти известных художников, разные по содержанию, художественной манере. колориту и технике письма, имеют одно объединяющее начало. У зрителя возникает ощущение непринуждённой лёгкости письма, кажется что они написаны на одном дыхании. При этом забываешь, что все великие художники - труженники.
В каждой новой работе истинный художник стремится к ещё большему мастерству, чуствуя, как замыслы постоянно опережают возможности. Восхищаясь красотой мира, великие живописцы искали новые пути самовыражения. Больше всего
они боялись самоуспокоенности и самодовольства, зная, что успокоившийся художник перестаёт быть художником.
"Тот живописец, который не сомневается, - немного и достигнет", - утверждал Леонардо да Винчи.
Искусство требует от художника всей жизни, ни на минуту не освобождая от внутренней творческой работы.
Произведение может стать выразительным, запоминающимся и значительным, когда в его создание вложена часть души, когда ясно выражены основная мысль, образ, которому подчинены все состовные части композиции.