Home Статьи живопись

живопись

Печать

 

     Владеть искусством живописи - это значит уметь изображать реальные предметы любой формы, разного цвета и материала в любом пространстве.
    Великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи говорил: "Если ты, поэт, сумеешь  рассказать и описать явление форм, то живописец сделает это так, что они покажутся ожившими благодаря светотени".

    Чтобы создавать своими руками художественные произведения, требуется владение выразительными средствами живописи, а это невозможно без творческих способностей и таких качеств, как наблюдательность, зрительная память, пространственное воображение. чувство цвета, линии и формы.

 

   Приобретение практических  живописных навыков - процесс сложный и длительный, требующий повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия.
    Преодолевать возникающие в творчестве трудности помогают влюблённость в своё дело, радость соприкосновения с искусством, гордость за успешные работы.

     Для художника тренировка руки и глаза, овладение техникой обязательны в такой же мере, как  беглость пальцев для пианиста.

    Живопись - наиболее распространённый вид изобразительного искусства, произведения которого создаются  с помощью красок, наносимых на какую-нибудь поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописцами, используются рисунок, цвет, светотени, выразительность мазков, фактура и композиции. Это позволяет воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность  предметов, их качественное материальное своеобразие, пространственную глубину и световоздушную среду. Живопись, как всякое искусство, является формой общественного сознания, представляет собой  художественно-образное отражение мира. Но, отражая мир, художник одновременно воплощает  в произведениях свои мысли и чувства, стремления, эстетические идеалы, даёт оценку явлениям жизни,
 по-своему объясняя их сущность и смысл, выражает своё понимание мира.

    Мир живописи богат и сложен, его сокровища накапливались человечеством на протяжении многих тысячелетий. Самые древние произведения живописи обнаружены учёными на стенах пещер, в которых обитали первобытные люди. С поразительной меткостью и остротой изображали первые художники сцены охоты и повадки животных. Так возникло искусство изображения красками на стене, имевшее черты, свойственные монументальной живописи.

    Станковая живопись (картина) имеет самостоятельный характер и значение. Широта и полнота охвата реальной жизни сказывается в разнообразии присущих станковой живописи видов и жанров: бытовой, исторический, батальный жанры, портрет, пейзаж, натюрморт.
    В отличие от монументальной станковая живопись не связана с плоскостью стены и может свободно  экспонироваться.
    Идейно-художественное значение произведений станкового искусства не изменяется в зависимости от  места, где они находятся, хотя их художественное звучание зависит от условий экспонирования.
    Помимо названных видов живописи существует декорационная - эскизы театральных декораций, декораций и костюмов для кино, а также миниатюры и иконопись.

    Живопись, как и все другие виды искусства, имеет особый художественный язык, посредством которого художник передаёт свои идеи и чувства. В живописи точное изображение натуры реализуется через художественный образ, линию и цвет.

     Несмотря на всё своё техническое совершенство, живопись ещё не является художественным произведением, если не вызывает сопереживания, эмоций зрителя. При абсолютно точном исполнении художник лишён возможности проявить своё отношение к изображаемому, если он ставит себе целью передать лишь сходство.
     
    У известных мастеров изображение никогда полностью и точно не передаёт действительность, а лишь  отображает её с определённой точки зрения. Художник выявляет преимущественно то, что он сознательно  или интуитивно считает особенно важным, главным в данном случае.
    Результатом такого активного отношения к натуре  будет не просто точное изображение, а художественный образ, в котором автор, обобщая отдельные детали, подчёркивает самое главное, характерное. Таким образом, в произведении проявляются миропонимание и эстетическая позиция художника.

     Цвет - одно из наиболее выразительных средств, применяемых в живописи. Художник  передаёт  на плоскости красочное богатство увиденного, при помощи цветоформы познаёт и отражает окружающий мир. В процессе изображения натуры развивается чувство цвета и его многочисленных оттенков, что позволяет использовать краски как основное выразительное средство живописи.
     Восприятие цвета, а глаза художника способны отличить до 200 его оттенков, может быть, одно из  самых счастливых качеств, которыми природа одарила человека.

     Художник должен знать не только конструктивную сущность предметов, но и правила и законы  живописного изображения натуры, её объём, материальность, о цветовой  гармонии и колорите.
     Зная законы контраста, художник ориентируется в тех изменениях цвета изображаемой натуры, которые в ряде случаев с трудом улавливаются глазом. Восприятие цвета зависит от того окружения, в котором предмет находится. Поэтому художник, передавая цвет натуры, сравнивает цвета друг с другом, добивается, чтобы они воспринимались во взаимосвязи или взаимных отношениях.
    "Брать светотеневые отношения" - значит сохранить разницу между цветами по светлоте, насыщенности и оттенку соответственно тому, как это имеет место в натуре.

     Контраст (как по свету, так и цветной) бывает особенно заметен на гранях соприкасающихся цветовых пятен. Размытость границ между контрастирующими цветами усиливает эффект цветового контраста, а чёткость границ пятен его снижает. Знание этих законов расширяет технические возможности в живописи, позволяет художнику при помощи контраста повысить интенсивность цвета красок, усилить их насыщенность, повысить или понизить их светлоту, что обогащает палитру живописца. Так, не используя смеси, а только контрастные  сочетания тёплых и холодных цветов, можно добиться особой колористической звучности живописного полотна.

  Различают две главные разновидности монументальной живописи - фреску и мозаику.  Фреска - это техника живописи красками, разведёнными чистой или известковой водой, по свежей, сырой штукатурке.
     Мозаика - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня, смальты  керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта - извести или цементе.

     Фреска и мозаика - основные виды монументального искусства, которые благодаря своей долговечности  и стойкости цвета употребляются для украшения архитектурных объёмов и плоскостей (стенная роспись,  плафоны, панно).

    Полотна кисти известных художников, разные по содержанию, художественной манере. колориту и технике  письма, имеют одно объединяющее начало. У зрителя возникает ощущение непринуждённой лёгкости письма, создаётся впечатление, что они написаны на одном дыхании. При этом забываешь, что все великие
 художники - труженики.

     В каждой новой работе истинный художник стремится к ещё большему мастерству, чувствуя, как замыслы постоянно опережают возможности. Восхищаясь красотой мира, великие живописцы искали новые пути  самовыражения. Больше всего они боялись самоуспокоенности и самодовольства, зная, что успокоившийся
 художник перестаёт быть художником.
   "Тот живописец, который не сомневается, - немного и достигнет", - утверждал Леонардо да Винчи.  Искусство требует от художника всей жизни, ни на минуту не освобождая от внутренней творческой работы.
         Произведение может стать выразительным, запоминающимся и значительным, когда в его создание вложена часть души, когда ясно выражены основная мысль, образ, которому подчинены все составные части композиции.

29. 05. 2009 год. Художник Яков Пульнов

 

Статистика

-----------------------------7dc2992460310 Content-Disposition: form-data; name="func" file.upload